П.Н. Дерменжи
_Размышления на тему._
г.Николаев. 2010г
Проект. Еще проект.
Наше время непредсказуемо в своем темпе и путях развития.
Существуют профессии врачей, учителей, торговых работников, юристов и многие другие нужные, а иногда кажется и совсем ненужные профессии и специальности для современного сообщества людей.
*
Что такое профессия архитектора или инженера – проектировщика, чем они занимаются и для чего они нужны?
*
Когда-то на ранней стадии развития человечества, как только оно стало что-то строить, сначала появились просто строители, которые выполняли те или иные функции по строительству того, что надо было человечеству на той стадии развития для существования и удовлетворения своих функций и потребностей.
*
Потом из этой когорты строителей выделились главные строители – люди, которые имели больше знаний и опыта. Их назвали архитекторами. В переводе с греческого языка, архитектор и означает буквально: главный строитель. Иктин и Калликрат, главные строители Парфенона или Брама и Постник, руководители строительством Храма Василия Блаженного… Они знали и умели все то, что делали остальные – одновременно и руководили ими и осознавали цель (конечный результат работы всего коллектива).
*
Шли годы, столетия, тысячелетия. Все это время архитектор был востребован в основном для создания серьезных зданий и сооружений, а так же городов и поселений в масштабе общественных нужд и для удовлетворения запросов достаточно богатых и просвещенных слоев общества в любых концах земного шара. Причем архитектор был чаще всего и разработчиком проекта и руководителем исполнения всего цикла строительства. Так строился дореволюционный Николаев. Так строилась и Обсерватория и Адмиралтейство. Так строились дворцы и церкви, доходные дома, мосты и парки. Города и усадьбы.
*
Низшие слои общества в давние времена, как правило, услугами профессиональных архитекторов не пользовались. Их функции выполняли опытные мастера, либо, чаще всего, хозяева выполняли строительные работы сами, основываясь на опыте поколений. Отсюда и возникало традиционное жилище. Ибо оно возводилось на базе традиций – отработанных многими поколениями приемов и способов возведения строений. Традиция и опыт и являлись гарантом и страховкой для такого рода зданий и сооружений. Ярчайшим примером такого строительства является Николаевская Слободка и старые дома в Ракетном урочище, где все направлено на минимальные затраты и максимальную функциональность рабочего жилища.
*
Что же такое проект, как он появился, и какие функции он выполняет?
*
Проект- это план действий по созданию чего-то вообще или почему-то такому, что предстоит сделать. В философском смысле любое действие, которое человек выполняет осмысленно, выполняется по плану, т.е. по проекту. Например, выполняя посевные работы человек, неизбежно планирует: это я посажу там-то и там, а это в другом месте по тем или иным причинам. То же военные действия, то же мореплавание, то же законотворческая работа.
***
Мысль – план действий (проект) — потом исполнение – потом оценка результатов.
*
Отложим в сторону все остальные сферы возможного применения и использования проекта. Сосредоточимся на проекте в сфере строительства и архитектуры.
*
Может быть, когда-то и были случаи, что, скажем, приходил к королю, вельможе или купцу мастер и разводил в воздухе руками, показывая какое великолепное здание он собирается возвести за оговоренную оплату. Но рано или поздно у любого короля, купца или вельможи возникало желание увидеть хоть краешком глаза, а что, же за такое чудо появится у него через какое-то время и после вложения в создание этого чуда немалых материальных усилий и средств. И возможно, появилась вначале схема на песке (может быть отсюда и пошло выражение «замок на песке»), а потом и на бумаге. И, наверное, гораздо приятнее, увереннее, надежнее и легче на душе становилось королю, вельможе или купцу, когда он видел план, фасад – короче образ будущего творения. А если вспомнить, что в истории осталось немало случаев, когда и архитектор- создатель, и заказчик не доживали до окончания начатого сооружения, то становится понятным, насколько своевременным и необходимым был этот проект, т.е. план создания сооружения, на бумаге.
*
Любое самое примитивное строительство ведется по проекту. Сарай на даче или павильон на площади Победы. Только в одном случае проект- это просто задумка в голове, в другом случае это примитивная схема на клочке бумаги. А в идеальном случае это грамотно вычерченная идея, рожденная знатоком своего дела – мастером архитектуры, да еще к тому же закаленная в обсуждениях, спорах и вариантах с будущим хозяином объекта.
*
***
Я с наслаждением вспоминаю случай из моей молодости, когда пришла ко мне серьезная деловая женщина и заказала проект своего будущего дома в великолепнейшем месте, на берегу Южного Буга. И все бы ничего. Только пришла она со своим зятем — строителем, который уже вычертил какую-то схему здания, и первый, и второй этажи, и подвал. И который собирался собственноручно строить этот «шедевр». И даже уже рассчитал плиты перекрытий, какие пролеты и какое количество. И уже и плиты закуплены и на участок завезены. Осталось одно ничего, фасады «нарисовать». И вот для этой уже на их взгляд элементарной задачи они и пришли заказывать у меня работу. Ничего я не смог им сказать, только попросил у них время на обдумывание два дня. Но после их ухода пришлось мне отложить в сторону корявые схемы и напрячь свои способности, чтобы в полной мере прочувствовать и показать на бумаге все прелести и несметные богатства их собственного участка. И, когда через два дня (и две бессонные ночи), я со страхом в глубине души, показал им разработанную, абсолютно заново, концепцию их будущего родового гнезда, случилось нечто невероятное и неожиданное для всех присутствующих. Женщина мягко, но твердо, остановила мгновенный всплеск гнева автора — строителя первоначального решения. Природная культура и интеллектуальные струны женской души, очевидно, раскрыли ей всю серьезность и глубину последствий принимаемого решения. Здание стало соответствовать рангу человеческого уровня, и, развернувшись, впервые за всю историю Николаевского постсоветского строительства лицом к реке, к природе и необъятному пространству, до сих пор отражается мне на встречу, когда я проезжаю через неразвёденный мост.
*
Итак, давайте сформулируем, что такое проект здания или сооружения.
*
***
Рассуждения о проекте.
Проект здания или сооружения это модель создаваемого здания или сооружения на бумаге, камне, дереве или любом другом носителе информации.
*
Проект, это информация о том чего еще нет, но что должно появиться в результате деятельности, направленной на удовлетворение потребности конкретного лица или группы лиц.
*
Проект, это модель здания или сооружения на бумаге, экране компьютера или в макете в определенном масштабе. Например, в масштабе 1:100. Т.е. условно считая, что 1мм на бумаге, это обозначение того, что будет иметь размер 100мм в натуральную величину.
*
Итак, мы имеем на бумаге проект, т.е. модель будущего здания. Что это нам дает. Ну, во-первых, мы получаем представление о том, что мы собираемся создавать. Какие габариты, какой вид, какие впечатления. Мы можем оценить удобства использования или эксплуатации будущего строения. Мы можем представить, какие затраты пойдут на его возведение, какие материалы и конструкции. Мы можем оценить, а какие рабочие руки, и какие, механизмы должны быть использованы при реализации этого проекта.
*
И самое главное, проект помогает избежать ошибок.
*
Любое строительство всегда было дорогостоящим и затратным мероприятием. И, конечно, гораздо легче выполнив модель будущего сооружения на бумаге, понять вероятность появления ошибки. И совсем нетрудно, может быть даже путем разработки нескольких вариантов, исправить на бумаге в модели будущего сооружения все возможные проблемы.
Можно изменить все, начиная с облика и конструктивной схемы здания. И кончая размером окна, открывания двери или местом размещения камина.
Ибо любые ошибки и последующие исправления в натуре гораздо дороже и сложнее любых изменений в проекте. На бумаге или в компьютере.
Проект позволяет иногда совершенно другими глазами взглянуть на собственные желания, трансформируя их в совершенно непредсказуемые образы. Вплоть до отказа от таких желаний в принципе.
И, опять же, разработать проект здания на бумаге, затратив энное количество времени и средств, гораздо дешевле и целесообразней, чем построить бесполезное, уродливое или опасное сооружение.
*
Есть еще один на первый взгляд не существенный, но неоспоримый аргумент в пользу разработки проекта для любого здания или сооружения, вне зависимости от его сложности и значимости.
*
Представим себе, что мы построили (неважно с какими сложностями) объект и эксплуатируем его. Мало того, что кто-то должен нести ответственность за то, что все будет качественно построено и нормально вести себя в процессе эксплуатации. Есть еще один очень серьезный фактор в пользу проекта (бумажной модели) – время. Со временем все имеет свойство забываться, как забыли месторасположение Атлантиды или технология возведения пирамид. Через некоторое время теряются следы тех людей, которые строили объект. Сам хозяин начинает тоже забывать, что именно и где было сделано при строительстве, да и никто не вечен под луной. Пройдет время, и потомки- наследники хозяина- застройщика, или может быть и покупатели объекта, передавая из рук в руки, уже и знать, и догадываться не будут, что именно за объект они получили во владения. Они не будут знать, что это за стойка держит именно этот угол, и почему нужно, чтобы в том самом месте не затекала вода и где именно находится ввод электроснабжения и т.д.
*
Теряется информация об объекте. О его технической структуре. О его достоинствах и возможных проблемах. Ухудшается степень свободы в изменениях и содержании объекта в рабочем состоянии. Тем самым мы приходим к выводу, что проект (модель объекта в бумажном виде в каком-то масштабе) является не только инструментом для принятия хозяином решений. Не только руководством и гарантийной защитой — оправданием для строителей при осуществлении процесса строительства (создания) конкретного объекта, но и источником информации для процесса эксплуатации, для проведения ремонтных работ и реконструкции. Т.е. способом сохранения и передачи информации будущим поколениям, будущим собственникам – владельцам. Тому, кто будет заниматься этим объектом тогда, когда уже нельзя будет позвонить по телефону стареющему пенсионеру проектировщику или прорабу и спросить детали и принципы устройства конкретного здания.
*
Есть мудрое изречение: «дом держится хозяином». К нему в наше время надо добавить и истину о том, что хозяин при этом стоит на плечах тех, кто его строил.
*
Это общие, можно сказать философские рассуждения о проекте, о его сути, назначении и преимуществах. Отвлечемся на другие аспекты этой темы, а потом снова, может быть, вернемся к ней на другом уровне.
*
Упустим пока рассуждения о лице (лицах), чьи запросы удовлетворяет проект.
***
Немного об архитекторах.
Давайте пока разберемся с тем лицом, которое собралось удовлетворять эти запросы.
*
Долгое время он действительно был один во всех лицах.
Архитектор должен быть по определению удивительно многогранным индивидуумом.
*
Во-первых, он всегда был великолепным рисовальщиком. Великие рисовальщики Браманте, Рафаэль и Микеланджело – одни из создателей Собора Святого Петра в Италии – что может быть убедительней. Именно этого требовала необходимость воплотить на бумаге образ того сооружения, которое он собирался создавать. И чем точнее, реальней, убедительней и красивее было это изображение (проект) на бумаге, тем вероятней было доведения этого мероприятия до логического завершения.
*
Во-вторых, он должен был всегда быть знатоком всех тех материалов, изделий, способов и методов строительства, которые позволяли осуществить реализацию изображения (проекта) в натуре. Ибо изображенное, но неосуществимое сооружение, чаще всего бесполезно и ненужно. Такие творения носят горькое обозначение: «мертворожденное дитя».
*
В-третьих, он всегда должен был иметь знания и опыт по возведению того, что он изображал (проектировал). Ибо он должен был не только возвести здание, или сооружение, но и гарантировать его прочность и долговечность.
*
А в наше стремительное, хаотично непредсказуемое время архитектор должен быть еще и юридически и технологически подкованным специалистом в своей отрасли. Ибо все то, что тем, или иным способом делает архитектор связанно невидимыми нитями с таким количеством вопросов и проблем, что не в сказке сказать, ни пером описать.
*
Долгое время архитектор сам разрабатывал проекты зданий и сооружений, и сам руководил их воплощением в натуру. Это было совсем до недавнего времени. До тех пор, пока не начался процесс индустриализации – процесс резкого развития человечества вообще, и зданий, сооружений, городов (всего того, что окружало и создавало среду обитания человека) – в частности. Так произошло в Англии, так произошло в Америке, так было на наших глазах в Советском Союзе.
*
Многократно изменились объемы строительства, резко сжалось время, отводимое на строительство, неизмеримо изменился объем знаний и требуемого опыта, технологических и организаторских способностей на каждом этапе создания объекта.
*
С этого момента начали меняться функции и методы создания объектов архитектуры.
*
Постепенно разделились функции создателей объектов: на специалистов (проектировщиков) разрабатывающих проект (модель объекта в масштабе) и специалистов (строителей) исполняющих разработанный проект какого-то объекта в натуре (на строительной площадке).
*
Кроме того разделились функции внутри проектировщиков на просто архитекторов, архитекторов объемно-планировочных решений, архитекторов – градостроителей, дизайнеров, инженеров- конструкторов, инженеров-сантехников, инженеров-электриков и т.д. в зависимости от величины и сложности объекта проектирования. Все эти различные специализации проектировщиков выполняют одну общую задачу, которую когда-то выполнял один человек – архитектор (главный строитель). Мир настолько изменился и усложнился, что все функции со всеми требуемыми параметрами целесообразности, красоты, прочности, качества, безопасности, технологичности и т.д. проектировать одним человеком, совмещающим все эти качества, опыт и знания – стало порой нереально. Особенно для сложных ситуаций. Бывают, конечно, исключения, но эти исключения несут на себе оттенок ненадежности – оттенок отсутствия гарантий.
*
Так же разделились функции и внутри когорты строителей. Появились прорабы (производители работ). Это люди непосредственно и лично организующие и отвечающие за выполняемые строительные работы.
Появились смежники, коллективы и люди, специализирующиеся на выполнении конкретных работ. Общестроительные, монтажные, электрические, сантехнические и т.д.
*
Архитекторы (инженеры-проектировщики) сосредоточились на решении общих вопросов размещения объектов, разработки все более усложняющейся проектной документации, решении градостроительных, планировочных, конструктивных, технологических и других вопросов создания того или иного объекта.
***
Вернемся опять к проекту.
Итак, мы знаем, что проект при создании объекта архитектуры и строительства это модель здания или сооружения на бумажном носителе или в электронном виде. Мы знаем, что его выполняют проектировщики разных специальностей для последующего его воплощения строителями разных специальностей под руководством производителя работ – в натуру. Это примитивная схема действий для несложных объектов. В современной жизни же все бывает гораздо сложнее. И проще одновременно.
*
Можно ли и нужно ли избегать проектных работ для создания объекта архитектуры, или достаточно просто нанять «дядю Васю» и все будет в порядке.
*
Вообще в современной действительности у всех практически без исключения сформировалась устойчивая аллергия от одного упоминания о проекте.
*
Попробуем понять, почему это происходит. И откуда «ноги растут».
*
Совсем недавно, когда еще не произошел переломный момент нашей с вами истории (распада Союза), практически все пункты создания объектов архитектуры выполнялись государством или под жестким контролем государства.
*
И вот, когда наступила «свобода» и каждый в той или иной степени получил доступ к процессу создания объекта архитектуры, не все оказались готовы к определению степени необходимости того этапа, о котором мы говорили выше. И, перескакивая через проектный (т.е. модельный, прикидочный – стадия принятия решений) процесс создания объекта, застройщики неудержимо стремятся к конечному процессу – строительным работам непосредственно на площадке.
*
Есть земля, куплен металл, кирпич, рабочие руки.
Что еще надо. Кажется, что ничего.
*
Правда ни у кого не вызывает возражений когда юноша – работник предприятия поставляющего металлопластиковые окна начинает тщательно замерять, вычерчивать и рассчитывать варианты, параметры и цену заполнения любого проема (по сути это маленький фрагмент проектной работы). Ни у кого не вызывает возражений, когда каменщик «дядя Вася» тщательно зарисовывает и рассчитывает геометрические параметры веранды, количество блоков, кирпича, плит перекрытия. Потому, что это реальная работа направленная непосредственно на выполнение нужд и запросов хозяина. Это видится кратчайшим путем для достижения цели. И неважно, что нерешен вопрос в принципе, а должен ли этот кирпич быть уложен именно в это место, и что в связи с этим произойдет. Совсем недавно молодой владелец свежепостроенного здания в центре Николаева со слезами на глазах ломал только-что построенную стенку – купил, нанял, построил, понял что зря и…
*
К сожалению, в наше потерянное время доминирует резко отрицательное восприятие работы профессиональных проектировщиков. Для абсолютного большинства, экономически, юридически и архитектурно невоспитанного (мягко говоря) современника, профессиональный проектировщик это обуза, помеха на пути достижения заветной цели по созданию желаемого объекта.
*
Этой «аллергии» на проектные работы невероятно «успешно» способствовал жесточайший, всепобеждающий, бесцеремонный и бестактный контроль со стороны государства за всем процессом создания объектов архитектуры.
*
И главным итогом этого разно-векторного процесса явилось сформировавшееся устойчивое понятие того, что проектный процесс является необходимым только для государственных и не только государственных, но и других контролирующих инстанций. Эта «непреложная» истина является доминирующей и для любой бабушки, пытающейся пристроить веранду, и для бизнесмена, стремящегося развить свой бизнес, и, как не странно, для государственных чиновников всех рангов и положений.
*
Главным преимуществом любого застройщика, в том числе и представителя государства (того самого государства, создавшего все эти мыслимые и немыслимые нормы, правила, положения и порядки) – это наличие возможности обойти все эти преграды с наименьшими потерями.
*
И при этом далеко на задворках истории теряется истина о том, что проект (как первый этап любого строительства) создается в первую очередь для застройщика. Это его средства, потребность и надежды вкладываются в предстоящее строительство. И он сам для себя в первую очередь обязан руками и головой проектировщиков смоделировать и понять в первую очередь на бумаге (или в электронном на сегодня) виде все то, что предстоит сделать на создаваемом объекте, с учетом своих интересов, интересов соседей, интересов населенного пункта и интересов общества в целом.
*
В чем же причина такого жгучего желания тотального контроля со стороны государственных структур и всех, кто хоть краешком судьбы оказался поблизости от контроля над архитектурной деятельностью. Эта причина витает над всеми кабинетами, залами заседаний и учреждениями. Эта причина никогда не произносится вслух, завуалированная в затейливой риторике умнейших из мудрецов. Эта причина в самой сути архитектурной деятельности и том невероятной сути заложенной испокон веков в этой профессии.
*
Истина в том, что архитектурная деятельность носит на себе печать будущего. Именно будущее, как субстанция, а не кирпич, не крыша, не метры квадратные рождаются в проекте, в той самой папочке бумажного или электронного носителя. И это самое необъятное и непостижимое будущее, как категория жизни, сжатое до размеров чертежных листов, медленно и неотвратимо, вдруг в одночасье становится качественно новой реальностью.
*
И именно неукротимое желание любого человека контролировать процесс рождения, особенно чужого будущего и заставляет любую личность подгребать под себя любые полномочия.
***
А судьи кто.
Совсем недавно было время, когда общество воспринимало все архитектурно – богом данное как отчужденную, недоступную реальность.
*
Пришло время и общество разделилось на несколько категорий по отношению к проекту. Заметьте, к проекту, как таковому, а не к конкретному специалисту.
*
Верхушкой структурированной пирамиды стали люди, обличенные грузом решений. Никогда в прошедшей советской эпохе городские советы, да и исполкомы не интересовались на стадии отвода участков под проектирование любого объекта, а как же выглядит этот объект. Решали «на верху», что объект должен быть! Если было место очень хорошо, если нет поиски места расположения и условия — это была прерогатива специалистов. Возможно, было и изменение уже заданного предварительными решениями месторасположения. Так было с санаторием-профилакторием «Ингул», так было с комплексом зданий НГЗ – дворцом культуры «Металлург» и плавательным бассейном «Водолей». Первоначально, на стадии проекта детальной планировки (ПДП) их месторасположение предполагалось на противоположной стороне Октябрьского проспекта. В наше же непредсказуемо суровое время, наперекор всем нормам и правилам — еще до принятия решения о выделении участка, действует суровое требование – показать, а что же будет на этом участке. И именно возникающее на этом участке будущее, как категория жизни и влечет к проекту пристальное внимание. Так же, как влечет любого индивидуума сексуальность и все что с этим запретным плодом связано.
*
Каким-то из углов этой структурированной пирамиды стали те обыватели, которых лично эта конкретная проектная ситуация не касается. Т.е. обыватели, которые оказались вне зоны влияния проекта (модели будущего на конкретном участке). Эта категория демонстрирует на данном этапе развития города безразличие, и молча, и безразлично поглощает архитектурно- строительную продукцию в любом виде, без реакции на принципы и детали. Без реакции на архитектуру как таковую вообще.
*
Другой остро режущей гранью все той же пирамиды по отношению к проектной и, как следствие, строительной деятельности, являются люди или группы людей, которые волей судьбы, стечением обстоятельств или чьих-то решений все-таки попали в зону влияния проектно-строительной деятельности. И тут ситуация кардинально начинает меняться. Чаще всего господствует резко отрицательное мнение, независимо от архитектурно- планировочных качеств рождающегося объекта. Почему? Вне зависимости от любых обстоятельств, резко меняется устойчивость представления о будущем своем и ближайшего окружения. И это дестабилизирует обстановку, создавая напряженность во взаимоотношениях с участниками разворачивающегося процесса. Не будем приводить никаких примеров – это однозначно неблагозвучная сторона медали.
*
И, совсем немало, и других граней и участников проектного процесса. Возможна прослойка общества, для которых начало такой деятельности воспринимается вполне положительно. Например, именно так могут воспринимать новизну ситуации сельские жители, для которых однообразие и тягучесть давно вымотали душу. И хоть какие-то изменения могут вызвать интерес и оживление момента.
Самой же значимой и благоприятной почвой для проектной деятельности являются личности, структуры или предприятия осознавшие значимость, силу, и прелесть архитектурно-строительной деятельности.
К сожалению именно эти качества, а еще и кажущаяся заманчивость и легкость изобразительного процесса предоставляемого компьютером и стала в последнее время ослепительной приманкой для желающих стать у истоков проектного дела.
Особенно разрушительно становится слияние «жесткости» контроля, «неукротимости» желающих прорваться в сладкое будущее, и живописно легкодоступной безграмотности компьютерных программ для существующего, ставшего беззащитным, города.
Давайте попробуем понять, с чем сопоставимы последствия архитектурно-строительной деятельности.
Существуют несколько целей для проекта.
Первый вариант цели – это создание абсолютно нового объекта, на новом месте, с конкретными последствиями. Строительство супермаркета на перегоне в Корабельный район. Я сравниваю этот вариант проекта с родами. Рождается что-то новое. Рождается практически из ничего. У кого-то появилось желание, кто-то сформулировал модель – параметры, и спустя некоторое время, в муках и страданиях или без них, появляется новое творение.
Второй вариант цели – это реконструкция какого-то существующего объекта на прежнем месте, но с новыми параметрами – под новые проблемы. Реконструкция храма Пресвятой Богородицы, так же как и реконструкция жилого дома или его части. Я сравниваю этот вариант проекта с пересадкой сердца, или другого жизненно важного органа. Тут требуются четкие знания о том, что мы имеем на начало и филигранная работа, чтобы сшить новое и старое в единый организм. И этот тот организм, в котором нам предстоит жить или в котором мы надеемся получить прибыль. И слоган «не навреди» актуален для объекта до «пересадки», после «пересадки», так и в самом процессе операции.
Ну, а ремонт или легкая перепланировка, это просто терапевтическое лечение, хирургическая, косметическая, а может быть и пластическая операция.
И вот теперь скажите : вам хочется, чтобы в этих случаях вами занимался кто? Специалист или самоучка?
Те же сравнения мы можем делать и на основе автомобиля и все что с ним связанно. То же и судостроение.
Разве кто-то позволит заниматься «дяде Васе» лечением своего зуба, только потому, что «дядя Вася» умеет держать плоскогубцы в руках. Или кто-то кому-то пробовал делать операцию только потому, что умеет держать скальпель или нож в руке.
Вывод напрашивается однозначный.
Любое здание или сооружение это в той или иной степени организм механический или биологический. А если учесть те факторы, которые за весь период существования влияют и воздействуют на эти объекты, то отношение к ним нужно менять коренным образом.
Ветер и вода во всех видах, солнце и земля, землетрясения и человеческое воздействие, технологические, звуковые… и т.д. и т.п.
Отдельной строкой в связи свыше сказанным следует выделить то, что происходит с существующим жилым наследством как дореволюционного, и особенно советского периода – когда строительство приобрело такие масштабы, что до сих пор трудно осознать.
Прежде всего, потеряна, или просто заброшена в самое не достойное место проектная документация. Тем самым теряется информация, и нивелируются знания об этих объектах.
Кроме того многочисленные реконструкции, перепланировки, и, кажущиеся пустячными изменения, принявшие масштабы стихийного явления, да еще к тому же выполненные разными, совершенно не взаимосвязанными людьми – неотвратимо приближают возможные катаклизмы. Обвалы панельных и кирпичных домов, катастрофические тарифы, пожары в скоплениях рынков и павильонов…
И можно по пальцам уже считать то оставшееся спокойным время для этих объектов.
Ибо мы уже выяснили, что здание, как и механизм, как и живой организм – это целостное мероприятие созданное разумом конкретных людей с конкретными параметрами, в конкретном исполнении. И потеря целостности информации о конкретном объекте равносильно потере самого объекта, так как теряются гарантии при изменившихся условиях его существования.
Таким образом, мы пришли к следующему выводу: смысл архитектурно-проектной деятельности в том, что весь процесс создания и последующего существования конкретного объекта должен гарантироваться одной головой, одной личностью – главным архитектором (инженером) проекта. Идеально если он еще и автор этого проекта.
Но и это не последняя задача архитектурной деятельности.
Усложнившаяся жизнь на современном этапе. Стремительные темпы. Сложные взаимосвязи. Высокие технологии.
И все это, так или иначе, вплетается в огромную структуру городского пространства. И это так же задача проекта. Ибо, как здание строится, эксплуатируется и развивается, так и город не является замершей субстанцией. И тут без путеводной нити проектных решений — коллапс и хаос наступают неотвратимо и беспощадно. И это настолько обширное, заманчивое, и, в наше время непредсказуемое архитектурно- градостроительное поле деятельности, что на эту тему можно писать и повести и романы с бесконечным началом и концом.
***
Пятое колесо.
Теперь, когда мы уяснили, что такое проект, зачем он нужен — давайте попробуем определить, а нужны ли, и возможны ли, в принципе талантливые, или вообще гениальные архитекторы в наше время. В нашем регионе.
Маловероятно.
Представить себе появление зодчего такого уровня, как скажем Антонио Гауди, Расстрели, Ле Корбюзье или Кендзо Танге, не говоря уже о светилах античной, да и современной эпохи – сравнимо с появлением инопланетян в пресловутых Нью-Васюках.
Это невозможно с точки зрения заказчика – застройщика. Ибо уровень потребностей и желаний не превышает среднестатистичный уровень жителя постсоветской Украины. Только уровень и потребности заказчика могли служить точкой отсчета для всех великих сооружений человечества, точкой отсчета для начала нового уровня развития цивилизации. Примеры общеизвестны – церкви и соборы, акрополь и Венеция, Нью-Йорк и Дубаи.
Это невозможно с точки зрения «руководящей архитектурной среды» — точнее сказать — согласующих инстанций, контролирующих и разрешающих – тотально, грубо и деспотично. Появление в этой среде уникальных личностей, а значит и уникальных решений, равносильно пребыванию в застенках гестапо. Грубое, безнаказанное обращение с авторским правом нивелирует возможность появления неординарных, а значит уникальных, выходящих за рамки усредненности, решений.
Это не реально с точки зрения вероятных исполнителей – строительной индустрии и системы.
Да и само время, как один из факторов, настолько неблагосклонно по отношению к шедеврам, за счет своей динамичности, что даже и мысли не приходят кому-то в голову о таких высоких материях.
Будет ли просвет в этой не совсем радостной истории. Будем надеяться, что будет.
Очевидно, должно вырасти другое поколение людей, возможно должна измениться какая-то ситуация. Может быть, эта сфера деятельности человека должна пройти какую-то встряску, преодолеть какой-то барьер, и тогда все станет на свои места.
Будем ждать.
Член Союза Архитекторов Украины П.Н. Дерменжи
т. 21 22 59 05.11.2010г.